10
лет в электронной коммерции
8 800 3020 886
ГлавнаяБлогКак запустить успешный MVP. Пошаговый план

Как запустить успешный MVP. Пошаговый план

В предыдущей статье мы рассказали об основных преимуществах создания Minimum Viable Product. Этот подход к созданию продукта поможет не только быстро разработать и запустить его, но и выяснить потребности аудитории, покупательскую способность, проверить способы монетизации.

MVP поможет избежать ненужных затрат, так как запуск проекта происходит с минимально необходимыми возможностями. В функционале выделяется главное для решения проблемы клиента. Иными словами, если вы хотите создать сайт по аренде жилья, то жизненно необходимым будет:

  • Возможность разместить объявления;
  • Оставить заявку, сделать бронь на определенную дату;
  • Оплатить;
  • Связаться с администратором.

Какое решение выбрать для создания сайта описали в статье “Кастомная разработка vs готовое решение. Как выбрать, плюсы и минусы“.

Немного статистики

Примерно 40% стартапов становятся прибыльными. А за первое полугодие 2022 года инвесторы по всему миру вложили в стартапы около 250 миллиардов долларов.

Венчурные инвестиции в 2022 году
По данным CBInsights объем венчурных инвестиций за первое полугодие 2022 года больше показателей 2019 и 2020 года

В России в первом полугодии 2022 года объем привлеченных инвестиций резко упал. Но несмотря на это, этот период стал этапом трансформаций как в стратегии стартапов, так и в инвестировании проектов. Активно развивается импортозамещение, меняются поставщики и каналы доставки. Частные инвесторы становятся драйверами, приоритетными сегментами вложений становятся Business Software, ECommerce, Transport & Logistics, предпочтение отдается молодым проектам на ранних стадиях.

И все же статистика говорит о том, что около 90% стартапов терпят неудачу. Одна из главных причин — несоответствие идеи требованиям рынка, вторая — нехватка средств для финансирования.
Как не оказаться на кладбище стартапов и запустить действительно успешный MVP?

PoC, RAT, MLP, MVP?

Нередко Minimum Viable Product путают с другими подходами к проверке гипотез. Давайте разделим мух от котлет.

PoC или Proof of Concept служит для доказательства идеи, концепции. Для этого необязательно разрабатывать продукт. Чтобы проверить, что будущий проект интересен рынку можно воспользоваться опросами, сделать небольшой лэндинг и собрать заявки лидов с анонса. PoC служит подготовительной стадией и небольшим гарантом, что будущий продукт будет интересен аудитории. MVP уже предлагает продукт и тестирует его.

PoC больше подготовительная фаза для MVP

RAT или Riskiest Assumption Test проверяет наиболее рискованное предположение, для этого тоже может быть создан продукт, но идут по наиболее дешевому пути. Главные задачи в RAT подходе:

  1. Сделать самое рискованное предположение.
  2. Проверить его самым дешевым способом.
  3. Получить обратную связь, сделать вывод включить гипотезу в MVP или нет.
Riskiest Assumption Test
Задача RAT улучшить ваш будущий MVP, проверяя самые разные гипотезы

MLP или Minimum Loveable Product немного шире, чем MVP, она служит для того, чтобы завоевать лояльность первых покупателей. Вы создаете продукт для того, чтобы выделится среди конкурентов и найти адвокатов вашего бренда. Это все еще минимальная версия продукта, но в этой версии вы больше уделите внимания интерфейсу или покупательскому опыту.

В отличие от MVP, Loveable Product дает немного больше, тем самым конкурируя за аудиторию

Ниже мы привели сравнение всех подходов, с примером:

сравнение PoC, RAT, MVP, MLP

Этапы создания MVP

Итак, основные этапы по разработке MVP можно выделить следующие:

1.Определить цель
Ваш сервис, продукт или услуга должны быть решением какой-то проблемы или закрывать какую-то задачу. В идеале, он должен быть еще и интересен покупателю. Выясните, каким образом ваш продукт должен помочь клиентам.

2. Исследовать аудиторию
Чтобы лучше понять для кого вы создаете продукт, сегментируйте клиентов на группы и опишите их портрет:

  • возраст;
  • уровень дохода;
  • семейное положение;
  • привычки и хобби;
  • интересы;
  • способы поиска информации,
  • как принимают решение о покупке.

Сегментирование поможет лучше выяснить, какие мотивы и стимулы будут побуждать вашу аудиторию совершить конверсию на сайте, что ими движет при принятии решений. Выяснив это, вы поймете над каким функционалом стоит работать, а что пока можно отложить.
К примеру, целевая аудитория, покупающая оборудование для яхт, проживает в частных домах, у них есть собственные причалы и при принятии решений о покупке ориентируются на отзывы знакомых и ролики на YouTube. Поэтому возможность просмотра видеороликов, отзывов будет важным преимуществом.

3. Проанализировать конкурентов
Выясните, есть ли на рынке похожие решения. Кто ваши конкуренты, какой функционал предлагают они, какие их главные фишки. Здесь вам помогут сервисы Serpstat, Popsters, поиск по ключевым запросам, отраслевые рейтинги, аналитические отчеты по венчурному рынку.

виды конкурентов
Не забудьте про конкурентов, кто создал аналоги и предлагает альтернативу традиционным решениям

4. SWOT-анализ
После того, как у вас появится конкретная аудитория, предложения конкурентов и главная цель вашего продукта, составьте список своих:

  • сильных сторон (Strengths)
  • слабых сторон (Weaknesses)
  • возможностей (Opportunities)
  • угроз (Threats)

Сильные и слабые стороны отражают внутренние характеристики самого продукта. Исходя из них, а также внешних факторов, выясняется какие возможности у вашего продукта есть, какой есть потенциал, с какими угрозами или риски может столкнуться продукт.
Составьте карту рисков и проранжируйте каждый из них, в зависимости от вероятности наступления события и последствий, которые повлечет за собой наступление события. Подготовьте стратегию для предотвращения этих угроз, план для слабых сторон, а возможности используйте по максимуму.

SWOT-анализ
SWOT-анализ поможет проработать стратегию для разработки продукта

5. Описать Customer Journey Map
Посмотрите на продукт с точки зрения покупателя. Путь клиента — порядок действий на сайте, который пользователь должен совершить, чтобы приобрести продукт или воспользоваться услугой. CJM показывает как клиент будет взаимодействовать с сайтом.
Он должен быть не только коротким, но и удобным. Сценариев пользовательского пути может быть несколько и они могут описывать не только действия, но и образ мышления и эмоции.
Чтобы получилась не просто воронка продаж, описывайте действия которые касаются и посещения сайта, и стадии после продажи. CJM поможет выяснить на каких этапах нужен базовый функционал, на каких дополнительный, какие прототипы страниц потребуются.

6. Выделить в функционале главное
Это поможет расставить приоритеты и разделить работы на этапы. Чтобы создать минимальный продукт, нужно выделить функционал, без которого продукт не справится с решением задачи клиента. К примеру, купить товар, найти и выбрать отель для бронирования. Разработка дополнительного функционала может оказаться ненужным вложением, так как после запуска вы получите обратную связь и будете точно знать, что точно необходимо добавить и куда.

7. Подход к разработке
В зависимости от проработанного технического задания, бюджетов и степени включенности в разработку выберете подходящий способ работы с командой разработчиков. Это может быть Scrum, Kanban или смешанный подход, чтобы совершенствовать продукт по мере поступления обратной связи.

8. Тестирование
MVP необходимо регулярно тестировать. Тестирование внутренними силами поможет выпустить продукт без ошибок. Тестирование на реальных пользователях, поможет собрать первую обратную связь, чтобы выяснить насколько текущие функции работают адекватно.
После запуска MVP также необходимо постоянно тестировать, чтобы технически совершенствовать продукт.

тестирование Agile
Тестирование проходит после каждой итерации, чтобы постепенно улучшать продукт

Каких ошибок стоит избегать, при создании MVP

1.Излишняя идеализация.

Основная задача MVP — запустить продукт быстро, чтобы проверить гипотезы. Работая над минимальным функционалом, не забывайте, что он должен выполнять главную задачу. Это значит, если нужна функция купить, то должна быть кнопка, корзина, чекаут, способы оплаты. Такие функции как, сравнить товар, предложение аналогов, коллекций и аксессуаров направлены на допродажи. Над ними можно работать после того, как вы убедились, что рынку интересна идея.

2. Минимальный, не значит недоделанный.

MVP экономит ваш бюджет, ограничивая разработку количества, но не качества функционала. Чтобы получить достоверные результаты тестирования, ваш минимальный функционал должен работать хорошо. Иначе покупатели будут отказываться от продукта не в силу его ненужности, а сложности приобретения.

3. Игнорирование обратной связи.

Вовремя реагируйте на обратную связь, чтобы избегать недочетов. Для этого используйте количественные метрики:

  • динамика количества пользователей;
  • среднее время проведенное на сайте;
  • коэффициент конверсии или количество платных пользователей.

А также проводите качественные исследования, чтобы получать эмоциональную и развернутую обратную связь. Подробнее о метриках, мы писали в предыдущей статье.

Получите консультацию специалиста по вашему проекту

  • Содержание
Команда Cart-Power
Все статьи автора
Пожалуйста, заполните форму
Чек-лист будет отправлен на указанный Вами e-mail
Пожалуйста, заполните форму