ГлавнаяБлогКак увеличить посещаемость сайта при помощи кластеризации?
Как увеличить посещаемость сайта при помощи кластеризации?
Что такое кластеризация?
Обычно работу по продвижению начинают с подготовки семантического ядра (СЯ). СЯ — это совокупность фраз, по которым вы хотели бы получать трафик.
Но часто дело усложняется тем, что СЯ крупных интернет-магазинов состоит из тысяч запросов. Обрабатывать их вручную сложно, поэтому появился инструмент автоматизации — кластеризация. Кластеризация — это процесс разбивки ключевых запросов на группы для определения будущих целевых страниц для продвижения.
Почему кластеризация нужна и как она работает?
Кластеризация основана не на ваших предпочтениях, а на фактических данных, которые собираются из поисковиков. Для начала вы выбираете сервис-кластеризатор. Он вбивает запросы в поисковик и собирает списки сайтов, которые выдаются на этот запрос.
Например: «Мастер и Маргарита», «Мастер и Маргарита купить», «Мастер и Маргарита история создания» и т.п. По каждому запросу составляется таблица страниц. Из таблицы видно, что по сходным запросам «Мастер и Маргарита купить» и «Мастер и Маргарита заказать» скорее всего будет очень много совпадений — 8 из 10 сайтов будут совпадать. Можно сказать, что эти запросы одинаково ранжируются, у них одинаково релевантные страницы и их можно объединять в одну группу. Эти группы и есть кластеры.
Типичные проблемы после автоматической кластеризации:
собрали семантику, загнали в кластеризатор, получили группы, а система выдает очень большое количество групп;
40-50% семантики ушло в крупные группы, а оставшиеся 50-60% разбились на микроскопические группы, состоящие из 1-2 запросов. Работать с таким хвостом очень сложно, иногда вообще непонятно что с ним делать;
вы не согласны с кластеризацией. Принципиально. Даже несмотря на то, что скрипт вроде бы объединил группы на основании реального анализа поисковиков, которые по факту именно так и ранжируют. Иногда я хотел бы переделать кластер немного по-другому. Почему? Потому что порой бывает много очень сложных для объединения запросов. Позже мы покажем конкретные примеры, как можно поменять кластер в сравнении с тем, как это сделала автоматическая система.
Во всех системах кластеризации есть параметр, который позволяет изменять жесткость кластеризации. Он определяет, сколько сайтов в выдаче должно совпасть, чтобы запросы объединить в одну группу. Как правило, 10 — это очень точное совпадение, 3-4 — меньшее совпадение. В этой цифре и кроется основной нюанс: если поставить высокий параметр кластеризации, вы получите очень мало больших групп и большую семантику, потому что не часто встречаются совпадения с таким количеством. А если вы получите очень низкое вхождение, вы соберете кучу мелких групп из 1-2 запросов, с которыми работать невозможно.
Еще может возникнуть проблема: когда вы покажете результат клиенту, у него возникнет вопрос, а зачем все это делать? Простой пример — кейс из нашей практики: компания, которая занимается бухгалтерским аутсорсингом. Семантика очень широкая, иногда бывает «аутсорсинг бухучета», «ведение бухучета», «аутстаффинг бухучета», «облачная бухгалтерия» и т.п. С точки зрения логики все эти запросы должны удовлетворять один и тот же спрос клиента и вести к одной и той же страничке. Но с точки зрения поисковиков, это разные сущности. Получается, что у клиента 8 услуг, 8 страниц под эти услуги, а кластеризация разбила семантическое ядро на 200 страниц.
Что можно сделать, чтобы упросить кластеризацию? Пример решения.
Мы начали кластеризовать не все СЯ, а кусочками, сделав «кластеризацию кластеров» вручную. Например, для салонов красоты мы разбивали семантику. Брали отдельно семантику:
Услуг;
Услуг, не включенных в каталог;
По салонам;
Топоним (станции метро, ТЦ, районы и т.п.);
Отдельно вычленяли запросы, начинающиеся с «Где? Как? Что? Кому?» и т.п. – мы их сразу ставили на отдельные страницы;
FAQ.
Мы разделили все СЯ на такие кусочки. Прокластеризовав каждый сегмент по отдельности, мы получили простой вариант. Самое интересное здесь — услуги, не включенные в каталог. Нам понадобилось создавать страницы-синонимы для существующих услуг, например, переписывать названия с латинских букв на кириллицу и т.п.
Для салонов красоты плохо ранжируются посаженные на одну страницу «шеллак» и «долгосрочное покрытие». С точки зрения самого маникюра, шеллак — один из видов долгосрочного покрытия. Как правило, это одна посадочная страница. Для поисковиков, если вы сделаете раздельными эти страницы, вы получите резкий скачок трафика за счет разделения на 2 страницы. Однако это не всегда нравится клиентам, поэтому мы дорабатывали движок, ставили опцию «не показывать в меню каталога». Из основного меню страница была недоступна, но попасть на нее все равно было можно: из дополнительных блоков навигации, из перелинковки, из блоков навигации в футере и т.п.
Вот пример кластеризации, сделанного роботом автоматически, с которым я не согласен.
Но это все совершенно разные услуги: классический маникюр, гель-лак, френч и т.п. Эти варианты должны идти на отдельных страницах, со специфичным описанием. И запрос «где сделать маникюр классический» лучше всего кластеризовать на отдельные страницы. Мы разделяли такие блоки на 5-6 посадочных страниц, по каждой из них сайт клиента выходил в ТОП.
Второй момент. Мы игнорируем кластер с одной уникальной фразой или с нулевой частотностью — крепим их хвостом на другие кластеры. Иначе получается огромное количество пустых кластеров, никакого трафика они могут и не принести, но создадут множество проблем в согласовании работ и в количестве дублирующих посадочных страниц.
Вот еще кластеризация. Система сделала автоматическую кластеризацию и предложила разделить семантику по этим группам — порядка 20 запросов на 5 групп. Но на самом деле услуги «классический маникюр», «мужской маникюр» имеет смысл объединить на одну посадочную страницу, т.к. они несут за собой одну и ту же сущность.
«Бразильский маникюр» — отдельный вариант маникюра, который выполняется совсем по-другому. А «бразильский маникюр премиум» — это подвариант этой услуги. Создавать для этой фразы отдельную страницу смысла нет. Но несмотря на то, что у этого кластера нулевая частотность, его весь нужно выводить на отдельную посадочную страницу. Во-первых, это соответствует логике клиента — отдельная страница, отдельная услуга. Во-вторых, там будет совершенно другой контент, уж лучше объединять на одной странице все варианты классического маникюра.
В спорных моментах (например, «аппаратный мужской маникюр») может потребоваться помощь клиента: есть ли отличия в бизнесе с точки зрения потребляемой услуги? Т.е. классический маникюр бывает обрезной, а бывает аппаратный, и с точки зрения бизнеса это может восприниматься как отдельная услуга. Она также может быть посажена на одну страницу с «классическим маникюром», т.к. частотность нулевая, а тему можно связать.
Итак, как мы убедились, без корректной кластеризации семантики продвигать сайт может быть очень сложно. Кластеризацию нужно делать на первоначальном этапе продвижения.
Получите консультацию специалиста по вашему проекту
Содержание
Получите консультацию специалиста по вашему проекту
Как увеличить посещаемость сайта при помощи кластеризации?
Что такое кластеризация?
Обычно работу по продвижению начинают с подготовки семантического ядра (СЯ). СЯ — это совокупность фраз, по которым вы хотели бы получать трафик.
Но часто дело усложняется тем, что СЯ крупных интернет-магазинов состоит из тысяч запросов. Обрабатывать их вручную сложно, поэтому появился инструмент автоматизации — кластеризация. Кластеризация — это процесс разбивки ключевых запросов на группы для определения будущих целевых страниц для продвижения.
Почему кластеризация нужна и как она работает?
Кластеризация основана не на ваших предпочтениях, а на фактических данных, которые собираются из поисковиков. Для начала вы выбираете сервис-кластеризатор. Он вбивает запросы в поисковик и собирает списки сайтов, которые выдаются на этот запрос.
Например: «Мастер и Маргарита», «Мастер и Маргарита купить», «Мастер и Маргарита история создания» и т.п. По каждому запросу составляется таблица страниц. Из таблицы видно, что по сходным запросам «Мастер и Маргарита купить» и «Мастер и Маргарита заказать» скорее всего будет очень много совпадений — 8 из 10 сайтов будут совпадать. Можно сказать, что эти запросы одинаково ранжируются, у них одинаково релевантные страницы и их можно объединять в одну группу. Эти группы и есть кластеры.
Типичные проблемы после автоматической кластеризации:
Во всех системах кластеризации есть параметр, который позволяет изменять жесткость кластеризации. Он определяет, сколько сайтов в выдаче должно совпасть, чтобы запросы объединить в одну группу. Как правило, 10 — это очень точное совпадение, 3-4 — меньшее совпадение. В этой цифре и кроется основной нюанс: если поставить высокий параметр кластеризации, вы получите очень мало больших групп и большую семантику, потому что не часто встречаются совпадения с таким количеством. А если вы получите очень низкое вхождение, вы соберете кучу мелких групп из 1-2 запросов, с которыми работать невозможно.
Еще может возникнуть проблема: когда вы покажете результат клиенту, у него возникнет вопрос, а зачем все это делать? Простой пример — кейс из нашей практики: компания, которая занимается бухгалтерским аутсорсингом. Семантика очень широкая, иногда бывает «аутсорсинг бухучета», «ведение бухучета», «аутстаффинг бухучета», «облачная бухгалтерия» и т.п. С точки зрения логики все эти запросы должны удовлетворять один и тот же спрос клиента и вести к одной и той же страничке. Но с точки зрения поисковиков, это разные сущности. Получается, что у клиента 8 услуг, 8 страниц под эти услуги, а кластеризация разбила семантическое ядро на 200 страниц.
Что можно сделать, чтобы упросить кластеризацию? Пример решения.
Мы начали кластеризовать не все СЯ, а кусочками, сделав «кластеризацию кластеров» вручную. Например, для салонов красоты мы разбивали семантику. Брали отдельно семантику:
Мы разделили все СЯ на такие кусочки. Прокластеризовав каждый сегмент по отдельности, мы получили простой вариант. Самое интересное здесь — услуги, не включенные в каталог. Нам понадобилось создавать страницы-синонимы для существующих услуг, например, переписывать названия с латинских букв на кириллицу и т.п.
Для салонов красоты плохо ранжируются посаженные на одну страницу «шеллак» и «долгосрочное покрытие». С точки зрения самого маникюра, шеллак — один из видов долгосрочного покрытия. Как правило, это одна посадочная страница. Для поисковиков, если вы сделаете раздельными эти страницы, вы получите резкий скачок трафика за счет разделения на 2 страницы. Однако это не всегда нравится клиентам, поэтому мы дорабатывали движок, ставили опцию «не показывать в меню каталога». Из основного меню страница была недоступна, но попасть на нее все равно было можно: из дополнительных блоков навигации, из перелинковки, из блоков навигации в футере и т.п.
Вот пример кластеризации, сделанного роботом автоматически, с которым я не согласен.
Но это все совершенно разные услуги: классический маникюр, гель-лак, френч и т.п. Эти варианты должны идти на отдельных страницах, со специфичным описанием. И запрос «где сделать маникюр классический» лучше всего кластеризовать на отдельные страницы. Мы разделяли такие блоки на 5-6 посадочных страниц, по каждой из них сайт клиента выходил в ТОП.
Второй момент. Мы игнорируем кластер с одной уникальной фразой или с нулевой частотностью — крепим их хвостом на другие кластеры. Иначе получается огромное количество пустых кластеров, никакого трафика они могут и не принести, но создадут множество проблем в согласовании работ и в количестве дублирующих посадочных страниц.
Вот еще кластеризация. Система сделала автоматическую кластеризацию и предложила разделить семантику по этим группам — порядка 20 запросов на 5 групп. Но на самом деле услуги «классический маникюр», «мужской маникюр» имеет смысл объединить на одну посадочную страницу, т.к. они несут за собой одну и ту же сущность.
«Бразильский маникюр» — отдельный вариант маникюра, который выполняется совсем по-другому. А «бразильский маникюр премиум» — это подвариант этой услуги. Создавать для этой фразы отдельную страницу смысла нет. Но несмотря на то, что у этого кластера нулевая частотность, его весь нужно выводить на отдельную посадочную страницу. Во-первых, это соответствует логике клиента — отдельная страница, отдельная услуга. Во-вторых, там будет совершенно другой контент, уж лучше объединять на одной странице все варианты классического маникюра.
В спорных моментах (например, «аппаратный мужской маникюр») может потребоваться помощь клиента: есть ли отличия в бизнесе с точки зрения потребляемой услуги? Т.е. классический маникюр бывает обрезной, а бывает аппаратный, и с точки зрения бизнеса это может восприниматься как отдельная услуга. Она также может быть посажена на одну страницу с «классическим маникюром», т.к. частотность нулевая, а тему можно связать.
Итак, как мы убедились, без корректной кластеризации семантики продвигать сайт может быть очень сложно. Кластеризацию нужно делать на первоначальном этапе продвижения.
Получите консультацию специалиста по вашему проекту
Получите консультацию специалиста по вашему проекту
Другие статьи этой категории