10
лет в электронной коммерции
8 800 3020 886
ГлавнаяБлогКак увеличить посещаемость сайта при помощи кластеризации?

Как увеличить посещаемость сайта при помощи кластеризации?

Что такое кластеризация?

Обычно работу по продвижению начинают с подготовки семантического ядра (СЯ). СЯ — это совокупность фраз, по которым вы хотели бы получать трафик.

Но часто дело усложняется тем, что СЯ крупных интернет-магазинов состоит из тысяч запросов. Обрабатывать их вручную сложно, поэтому появился инструмент автоматизации — кластеризация. Кластеризация  — это процесс разбивки ключевых запросов на группы для определения будущих целевых страниц для продвижения. 

Почему кластеризация нужна и как она работает? 

Кластеризация основана не на ваших предпочтениях, а на фактических данных, которые собираются из поисковиков. Для начала вы выбираете сервис-кластеризатор. Он вбивает запросы в поисковик и собирает списки сайтов, которые выдаются на этот запрос. 

Например: «Мастер и Маргарита», «Мастер и Маргарита купить», «Мастер и Маргарита история создания» и т.п. По каждому запросу составляется таблица страниц. Из таблицы видно, что по сходным запросам «Мастер и Маргарита купить» и «Мастер и Маргарита заказать» скорее всего будет очень много совпадений — 8 из 10 сайтов будут совпадать. Можно сказать, что эти запросы одинаково ранжируются, у них одинаково релевантные страницы и их можно объединять в одну группу. Эти группы и есть кластеры.

Типичные проблемы после автоматической кластеризации: 

  • собрали семантику, загнали в кластеризатор, получили группы, а система выдает очень большое количество групп;
  • 40-50% семантики ушло в крупные группы, а оставшиеся 50-60% разбились на микроскопические группы, состоящие из 1-2 запросов. Работать с таким хвостом очень сложно, иногда вообще непонятно что с ним делать;
  • вы не согласны с кластеризацией. Принципиально. Даже несмотря на то, что скрипт вроде бы объединил группы на основании реального анализа поисковиков, которые по факту именно так и ранжируют. Иногда я хотел бы переделать кластер немного по-другому. Почему? Потому что порой бывает много очень сложных для объединения запросов. Позже мы покажем конкретные примеры, как можно поменять кластер в сравнении с тем, как это сделала автоматическая система.

Во всех системах кластеризации есть параметр, который позволяет изменять жесткость кластеризации. Он определяет, сколько сайтов в выдаче должно совпасть, чтобы запросы объединить в одну группу. Как правило, 10 — это очень точное совпадение, 3-4 — меньшее совпадение. В этой цифре и кроется основной нюанс: если поставить высокий параметр кластеризации, вы получите очень мало больших групп и большую семантику, потому что не часто встречаются совпадения с таким количеством. А если вы получите очень низкое вхождение, вы соберете кучу мелких групп из 1-2 запросов, с которыми работать невозможно.

Еще может возникнуть проблема: когда вы покажете результат клиенту, у него возникнет вопрос, а зачем все это делать? Простой пример — кейс из нашей практики: компания, которая занимается бухгалтерским аутсорсингом. Семантика очень широкая, иногда бывает «аутсорсинг бухучета», «ведение бухучета», «аутстаффинг бухучета», «облачная бухгалтерия» и т.п. С точки зрения логики все эти запросы должны удовлетворять один и тот же спрос клиента и вести к одной и той же страничке. Но с точки зрения поисковиков, это разные сущности. Получается, что у клиента 8 услуг, 8 страниц под эти услуги, а кластеризация разбила семантическое ядро на 200 страниц.

Что можно сделать, чтобы упросить кластеризацию? Пример решения.

Мы начали кластеризовать не все СЯ, а кусочками, сделав «кластеризацию кластеров» вручную. Например, для салонов красоты мы разбивали семантику. Брали отдельно семантику:

  • Услуг;
  • Услуг, не включенных в каталог;
  • По салонам;
  • Топоним (станции метро, ТЦ, районы и т.п.);
  • Отдельно вычленяли запросы, начинающиеся с «Где? Как? Что? Кому?» и т.п. – мы их сразу ставили на отдельные страницы;
  • FAQ.

Мы разделили все СЯ на такие кусочки. Прокластеризовав каждый сегмент по отдельности, мы получили простой вариант. Самое интересное здесь — услуги, не включенные в каталог. Нам понадобилось создавать страницы-синонимы для существующих услуг, например, переписывать названия с латинских букв на кириллицу и т.п.

Для салонов красоты плохо ранжируются посаженные на одну страницу «шеллак» и «долгосрочное покрытие». С точки зрения самого маникюра, шеллак — один из видов долгосрочного покрытия. Как правило, это одна посадочная страница. Для поисковиков, если вы сделаете раздельными эти страницы, вы получите резкий скачок трафика за счет разделения на 2 страницы. Однако это не всегда нравится клиентам, поэтому мы дорабатывали движок, ставили опцию «не показывать в меню каталога». Из основного меню страница была недоступна, но попасть на нее все равно было можно: из дополнительных блоков навигации, из перелинковки, из блоков навигации в футере и т.п.

Вот пример кластеризации, сделанного роботом автоматически, с которым я не согласен. 

Но это все совершенно разные услуги: классический маникюр, гель-лак, френч и т.п. Эти варианты должны идти на отдельных страницах, со специфичным описанием. И запрос «где сделать маникюр классический» лучше всего кластеризовать на отдельные страницы. Мы разделяли такие блоки на 5-6 посадочных страниц, по каждой из них сайт клиента выходил в ТОП.

Второй момент. Мы игнорируем кластер с одной уникальной фразой или с нулевой частотностью — крепим их хвостом на другие кластеры. Иначе получается огромное количество пустых кластеров, никакого трафика они могут и не принести, но создадут множество проблем в согласовании работ и в количестве дублирующих посадочных страниц.

Вот еще кластеризация. Система сделала автоматическую кластеризацию и предложила разделить семантику по этим группам — порядка 20 запросов на 5 групп. Но на самом деле услуги «классический маникюр», «мужской маникюр» имеет смысл объединить на одну посадочную страницу, т.к. они несут за собой одну и ту же сущность.

«Бразильский маникюр» — отдельный вариант маникюра, который выполняется совсем по-другому. А «бразильский маникюр премиум» — это подвариант этой услуги. Создавать для этой фразы отдельную страницу смысла нет. Но несмотря на то, что у этого кластера нулевая частотность, его весь нужно выводить на отдельную посадочную страницу. Во-первых, это соответствует логике клиента — отдельная страница, отдельная услуга. Во-вторых, там будет совершенно другой контент, уж лучше объединять на одной странице все варианты классического маникюра.

В спорных моментах (например, «аппаратный мужской маникюр») может потребоваться помощь клиента: есть ли отличия в бизнесе с точки зрения потребляемой услуги? Т.е. классический маникюр бывает обрезной, а бывает аппаратный, и с точки зрения бизнеса это может восприниматься как отдельная услуга. Она также может быть посажена на одну страницу с «классическим маникюром», т.к. частотность нулевая, а тему можно связать.

Итак, как мы убедились, без корректной кластеризации семантики продвигать сайт может быть очень сложно. Кластеризацию нужно делать на первоначальном этапе продвижения. 

Получите консультацию специалиста по вашему проекту

  • Содержание
Руслан Ханбиков , CEO Cart-Power
Все статьи автора
Чек-лист будет отправлен на указанный Вами e-mail
Пожалуйста, заполните форму