гармония обложка
Гармония и композиция в веб-дизайне, или чего не найти в учебниках по Photoshop
26.06.2018

Как увеличить посещаемость сайта при помощи кластеризации?

кластеризация1
Хотите попасть в ТОП поисковой выдачи?
Вышлем индивидуальное предложение за 8 секунд


В первой части нашего детального руководства по увеличению посещаемости поговорим о кластеризации - непростом инструменте, обладающим множеством нюансов, но который очень важен для правильной поисковой выдачи. Также расскажем о том, что можно сделать, чтобы упростить кластеризацию и добиться максимума от нее.

Что такое кластеризация?

Вы все начинаете свою работу с подготовки семантического ядра. СЯ – это совокупность фраз, по которым вы хотели бы получать трафик, и было бы хорошо, если бы эта семантика была маленькой. Но часто бывает так, что СЯ состоит из тысяч запросов. Большие интернет-магазины обладают колоссальнейшим СЯ – это могут быть сотни тысяч запросов. Обрабатывать их вручную сложно, поэтому появился инструмент автоматизации – кластеризация. Но дело не только в автоматизации рутинной работы, кластеризация позволяет дать ответ на вопрос, как правильно объединить запросы на одной странице. Иногда клиент или начинающий специалист пытается внести запросы на страничку и говорит: “вот это страничка сайта (главная, услуги, категория и т.п.), и я хотел бы, чтобы все запросы вели именно туда”. Но не всегда так срабатывает.


Человек бьется, но страница не попадает в выдачу, не растет в запросах, и трафика нет. Почему так происходит? У поисковиков есть определенный алгоритм. Вы наверняка много раз встречались с тем, что поисковик подмешивает в выдачу свои аффилированные ресурсы. Например: «смартфон» и «смартфон купить». В первом случае выдача будет не настолько агрессивно коммерческая, добавление же транзакционного хвостика «купить» усиливает восприятие поисковиком запроса как коммерческого. Тогда сразу появляются интернет-магазины, агрегаторы, проекты самого поисковика. Например, Яндекс обязательно подмешивает Яндекс Маркет и Карту с ближайшими магазинами, особенно если у них проплачена выдача. Это, в общем-то, нормально, но нам нужно понять, как это работает. Если со смартфоном пример не очень-то наглядный, то с запросом «купить книгу» все обстоит немного иначе. Если бы поисковик выдавал в выдаче только информационные сайты без возможности покупать, то пользователь поисковика был бы недоволен и ушел бы в другой поисковик. Именно поэтому поисковики стараются выдавать максимально релевантную выдачу. Можно привести такие примеры как «аптека», «аптека Москва», «аптека Владивосток», - каждую страницу поисковик выдает максимально релевантную.

Почему важно делать кластеризацию, и как она работает?

Она основана не на ваших предпочтениях или мнении о том, как это должно работать. Она основана на фактических данных, которые собираются из поисковиков. Некий сервис, которым вы пользуетесь, вбивает запросы в поисковик и собирает списки сайтов, которые выдаются на этот запрос. Например: «Мастер и Маргарита», «Мастер и Маргарита купить», «Мастер и Маргарита история создания» и т.п. По каждому запросу составляется таблица сайтов в выдаче. И даже не просто сайтов – конкретных страниц. Когда в списках появляется соответствие, мы видим, что по сходным запросам «Мастер и Маргарита купить» и «Мастер и Маргарита заказать» скорее всего будет очень много совпадений – 8 из 10 сайтов будут совпадать. Можно сказать, что эти запросы одинаково ранжируются, у них одинаково релевантные страницы, и их можно объединять в одну группу. Эти группы, по которым их система объединяет автоматически, находя те запросы, которые имеют в выдаче высокую схожесть, называются кластерами.


Существуют методы кластеризации софт и хард. Сама теория кластеризации для нас не столько важна, сколько важно то, как ее потом практически использовать. Как бывает чаще всего? Собрали семантику, загнали в кластеризатор, получили группы и все, а после этого возникает ступор на неделю и больше, потому что система выдает очень большое количество групп. Иногда бывает так, что 40-50% семантики ушло в крупные группы, а оставшиеся 50-60% разбились на микроскопические группы, состоящие из 1-2 запросов. Работать с таким хвостом очень сложно, иногда вообще непонятно, что с ним делать.

А иногда бывает так, что я не согласен с кластеризацией. Принципиально. Даже несмотря на то, что скрипт вроде бы объединил группы на основании реального анализа поисковиков, которые по факту именно так и ранжируют. Иногда я хотел бы переделать кластер немного по-другому. Почему? Потому что порой бывает много очень сложных для объединения запросов. Позже я покажу конкретные примеры, как можно поменять кластер в сравнении с тем, как это сделала автоматическая система.

Во всех системах кластеризации есть параметр, который позволяет изменять жесткость кластеризации. Он определяет, сколько сайтов в выдаче должно совпасть, чтобы запросы объединить в 1 группу. Как правило, 10 – это очень точное совпадение, 3-4 – меньшее совпадение. В этой цифре и кроется основной нюанс: если поставить высокий параметр кластеризации, вы получите очень мало больших групп и большую семантику, потому что не часто встречаются совпадения с таким количеством. А если вы получите очень низкое вхождение, вы соберете кучу мелких групп из 1-2 запросов, с которыми работать невозможно.

Вторая проблема: когда вы покажете результат клиенту, у него возникнет вопрос, а зачем все это делать? Простой пример – кейс из нашей практики: компания, которая занимается бухгалтерским аутсорсингом. Семантика очень широкая, иногда бывает «аутсорсинг бухучета», «ведение бухучета», «аутстаффинг бухучета», «облачная бухгалтерия» и т.п. С точки зрения логики все эти запросы должны удовлетворять один и тот же спрос клиента и вести к одной и той же страничке. Но с точки зрения поисковиков это отличающиеся сущности, и получается, что у клиента 8 услуг, 8 страниц под эти услуги, а кластеризация разбила семантическое ядро на 200 страниц.

Что дальше?

Чаще всего это бывает доказательство того, что нам нужны дополнительные страницы, а клиент не понимает, что делать. На этом ситуация зависает, быстрое решение не приходит, люди не знают, как договориться. В интернет-магазинах все проще: с товарами легче сделать автоматическую фильтрацию, поэтому, если у вас была товарная категория «Сапоги», а в результате автоматической кластеризации она разбилась на «мужские сапоги», «женские сапоги», «зеленые сапоги», «высокие сапоги», и т.п. – разбить их просто. И логику навигации сделать легко, и фильтровать товары легко.

Если вы сеошник и работаете с клиентом, важнейшим аргументом для заказчика или руководителя является то, что данные кластеризации основаны на поисковиках. Если мы не послушаем того, что говорит поисковик, мы не войдем по каким-то запросам в ТОП. Но при этом не нужно создавать большое количество низкокачественных страниц. Очень частой проблемой как раз и бывает, что в результате такой кластеризации на сайте появляется N-страниц низкого качества, с контентом, который отрерайтили копирайтеры на бирже, потому что нужно было создать, например, 100 страниц.

Важно, что и поисковикам не нравится создание большого количества страниц для информационных сайтов и сайтов услуг. Как правило, это проходит на ура только для интернет-магазинов. Основная проблема – отсутствие возможности перейти по навигации на эти страницы. Они изолированы от навигации, на них пользователь попасть не может никак, кроме как по прямой ссылке. Это плохо, нет переходов по внутренним страницам сайта, страдают поведенческие факторы. Нет вообще физической навигации, и нет переходов на эти страницы. Поисковики ставят галочку, страницы могут даже выпасть из индекса, т.к. они не несут в себе никакой ценности, а основные сущности, которые система может извлечь из текстов, фактически совпадают с сущностями другой страницы.

Что можно сделать, чтобы упросить кластеризацию?

Мы начали кластеризовать не все СЯ, а кусочками, сделав «кластеризацию кластеров» вручную. Например, для салонов красоты мы разбивали семантику. Брали отдельно семантику:

  • Услуг
  • Услуг, не включенных в каталог
  • По салонам
  • Топоним (станции метро, ТЦ, районы и т.п.)
  • Отдельно вычленяли запросы, начинающиеся с «Где? Как? Что? Кому?» и т.п. – мы их сразу ставили на отдельные страницы.
  • FAQ

Мы разделили все СЯ на такие кусочки. Прокластеризовав каждый сегмент по отдельности, мы получили простой, вменяемый вариант. Самое интересное здесь – услуги, не включенные в каталог. Нам понадобилось создавать страницы-синонимы для существующих услуг, например, переписывать названия с латинских букв на кириллицу и т.п.

Для салонов красоты, плохо ранжируются посаженные на одну страницу «шеллак» и «долгосрочное покрытие». С точки зрения самого маникюра, шеллак – один из видов долгосрочного покрытия. Как правило, это одна посадочная страница. Для поисковиков, если вы сделаете раздельными эти страницы, вы получите резкий скачок трафика за счет разделения на 2 страницы. Однако это не всегда нравится клиентам, поэтому мы дорабатывали движок, ставили опцию «не показывать в меню каталога». Из основного меню страница была недоступна, но попасть на нее все равно было можно: из дополнительных блоков навигации, с перелинковки контента, с блоков навигации в футере и т.п.

Вот пример кластеризации, сделанного роботом автоматически, с которым я не согласен. Фактически, по слову «классический маникюр» система посчитала за основу «классический маникюр».


Но это все совершенно разные услуги: классический маникюр, гель-лак, френч и т.п. Эти варианты должны идти на отдельных страницах, со специфичным описанием. И запрос «где сделать маникюр классический» лучше всего кластеризовать на отдельные страницы. Мы разделяли такие блоки на 5-6 посадочных страниц, по каждой из них сайт клиента выходил в ТОП.

Второй момент. Мы игнорируем кластер с одной уникальной фразой или с нулевой частотностью – крепим их хвостом на другие кластеры. Иначе получается огромное количество пустых кластеров, никакого трафика они могут и не принести, но создадут множество проблем в согласовании работ и в количестве дублирующих посадочных страниц.

Вот еще кластеризация. Система сделала автоматическую кластеризацию и предложила разделить семантику по этим группам – порядка 20 запросов на 5 групп. Но на самом деле услуги «классический маникюр», «мужской маникюр» имеет смысл объединить на одну посадочную страницу, т.к. они несут за собой одну и ту же сущность.


«Бразильский маникюр» - общеизвестный отдельный вариант маникюра, который выполняется совсем по-другому. А «бразильский маникюр премиум» - это подвариант этой услуги. Создавать для этой фразы отдельную страницу смысла нет. Но несмотря на то, что у этого кластера нулевая частотность, его весь нужно запихивать на отдельную посадочную страницу. Во-первых, это соответствует логике клиента – отдельная страница, отдельная услуга. Во-вторых, там будет совершенно другой контент, уж лучше объединять в одну страницу все варианты классического маникюра.

В спорных моментах (например, «аппаратный мужской маникюр») может потребоваться помощь клиента: есть ли отличия в бизнесе с точки зрения потребляемой услуги? Т.е. классический маникюр бывает обрезной, а бывает аппаратный, и с точки зрения бизнеса это может восприниматься как отдельная услуга, но она также может быть посажена на одну страницу с «классическим маникюром», т.к. частотность нулевая, а тему можно связать.

Подводя итог

Итак, как мы убедились, без корректной кластеризации семантики продвигать сайт может быть очень сложно. Кластеризацию нужно делать на первоначальном этапе продвижения, поэтому начинайте правильно. Во второй части руководства мы расскажем о том, как важна правильная навигация для улучшения поисковой выдачи и повышения посещаемости сайта, соответственно.

Успехов вам в продвижении!


Остались вопросы?
Ответим на любой!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>