10
лет в электронной коммерции
8 800 3020 886
ГлавнаяБлогСпособы монетизации маркетплейса

Способы монетизации маркетплейса

Модель монетизации — это способ, которым маркетплейс планирует зарабатывать деньги. Чтобы сделать онлайн бизнес успешным, важно правильно выбрать модель монетизации на старте. Зная преимущества и недостатки каждой из них вы сможете грамотно управлять и смешивать их, развивая бизнес.
Сегодня маркетплейсом можно назвать самые разные онлайн сервисы, платформы и площадки, от продажи товаров до предоставления услуг фитнес-тренеров, аренды. Место, где покупатели встречаются с поставщиками. Поэтому модели монетизации могут быть самыми разными.
Давайте рассмотрим основные из них, чтобы узнать как вашему сайту начать зарабатывать.

Комиссия с транзакций

Самая распространенная модель монетизации. В этом случае будет взиматься оплата за каждую успешную сделку, транзакцию. Когда покупатель оплачивает заказ продавцу, часть средств, в виде процента или фиксированной суммы, берет себе маркетплейс.

Зарабатывать на комиссии можно тремя способами:

  • брать плату с продавца;
  • брать плату с покупателя;
  • брать плату с обоих.

Преимущества данной модели:

  • Продавец платит только когда точно получает прибыль. Присутствие и размещение товаров на площадке для него бесплатно.
  • И это одно из главных преимуществ для самого маркетплейса. Бесплатный вход и размещение неограниченного числа товаров привлекательно для продавцов.

Недостатки:

  • Основная сложность в том, чтобы комиссия была адекватной для обеих сторон. Так, чтобы и маркетплейс получал выгоду и продавцы не отдавали всю выручку в счет комиссии. Так как у продавцов могут быть издержки по его логистике, хранению, упаковке и так далее.
  • В зависимости от типа маркетплейса, есть риск, что продавцы будут заключать сделки напрямую с покупателями, а маркетплейс будет выступать в качестве рекламы их услуг.
СберМегаМаркет комиссия
Размеры комиссии на маркетплейсах могут различаться в зависимости от категории товаров, способа доставки и прочих условий

Чтобы определить какой размер комиссии устанавливать, посмотрите на своих конкурентов. Определите отраслевой стандарт, и тогда вы сможете предложить выгодные условия для продавцов и покупателей. К тому же, размер комиссии может зависеть от средней стоимости заказа. Чем выше средняя стоимость, тем ниже комиссия. Категория товара также влияет на размер комиссии.
К примеру, на Wildberries комиссия на электронику может составлять 5%, а на одежду, обувь 15%. eBay берет комиссию 10% от всех продаж, но ставка также может отличаться от категории товара. Etsy берет комиссию с продавцов 6,5%.
На размер комиссии может также влиять частота выплат маркетплейса продавцу, способа доставки, куда могут быть включены услуги фулфилмента. Например, размеры комиссии у СберМегаМаркета варьируются следующим образом:

  • При выплатах не позднее 1 дня с продажи — комиссия 10 %.
  • При выплатах в течение 5 дней — 9,8 %.
  • При выплатах в течение 10 дней — 9,5 %.
  • Базовая комиссия — 8 %.

Подписка

В этой модели взимается ежемесячная или годовая плата с пользователей за доступ к торговой площадке. Подписка может взиматься:

  • С клиентов, к примеру, за доступ к репетиторам или тренеру.
  • С поставщиков услуг за доступ к клиентам.
  • Либо с обоих.

Чаще всего эту модель выбирают онлайн сервисы, которые не проводят на своей стороне транзакции между продавцами и покупателями. Для продавцов это может стать привлекательным преимуществом, так как свой доход он получает напрямую от клиентов, которых найдет.
Но чтобы реализовать эту модель, нужно создать уникальность вашего маркетплейса. Ценность, за которую пользователи захотят платить подписку. Это может быть широкая база продавцов/поставщиков услуг или в другом месте получить такую же услугу невозможно.
Такая модель не совсем подходит для старта, убедить людей оплатить подписку за незнакомый сервис непросто. Должна быть наработана репутация вашего бренда или маркетплейса.

Предлагайте гибкие условия подписки, выгодные на длительный срок

Преимущества:

  • Маркетплейсу легче прогнозировать ежемесячный доход.
  • Ежемесячная подписка дает возможность пользователям попробовать и не вкладывать большие средства сразу.

Недостатки:

  • Не все покупатели или продавцы захотят оплатить подписку вперед, чтобы воспользоваться услугами площадки.
  • Площадка должна предоставлять какую-то ценность, выгоду или уникальность, чтобы оплачивать ее услуги.

По такой модели работают Apple Музыка, VK Музыка, Ivi, Okko, Shutterstock. Тарифные планы на подписку могут быть разные, в том числе бесплатный пробный период. К примеру, тарифные планы на Shutterstock отличаются количеством скачиваемых фотографий, и начинаются от 29 долларов. Онлайн кинотеатр Okko предоставляет 7 дней бесплатного пробного периода, а также 10 вариантов подписки.

Оплата за размещение

В этом случае продавцы платят каждый раз, когда необходимо разместить новый товар, услугу, объявление. Очень часто ее предлагают как дополнительный способ монетизации, поэтому плата за размещение, как правило, низкая. По такой схеме работает Etsy, за размещение каждого товара, с продавца взимается плата в размере 0,20 долларов. Цена может быть разной, так же как и с подпиской, можно предложить пакеты на размещение. В HeadHunter размещение вакансий зависит от региона, в котором вы публикуете объявление, но при покупке пакета вакансий, цена одной будет ниже. Craigslist также предлагает разные списки вакансий, цена на них варьируется от 10 до 75 долларов.

Однако она вполне может существовать как единственный способ монетизации вначале развития маркетплейса.

Плата за размещение HeadHunter
Head Hunter стоимость размещения вакансий зависит от различных условий

Преимущества:

  • Стоимость размещения объявления невысокая, в сравнении с комиссией.
  • Подойдет как дополнительная модель, для отдельных категорий товаров или услуг.

Недостатки:

  • Продавец платит прежде, чем получит прибыль, что может отпугнуть мерчантов.
  • Поскольку плата происходит за каждое объявление, необходимо хорошо продумывать его, прежде чем разместить.

Фримиум

Фримиум модель не сильно отличается от подписки, она подразумевает два ее вида.

  • Доступ к сервису, площадке предоставляется бесплатно. При этом площадка может предоставлять для работы базовый функционал.
  • Премиум доступ. За дополнительную ежемесячную плату, помимо базового функционала, площадка предоставляет дополнительные опции.
Movavi freemium
Сервис Movavi предлагает Freemium версию, с ограниченными возможностями и Premium с более широкими возможностями

Конечно же премиум опции должны быть заманчивыми, чтобы пользователи хотели за них платить. Очень часто сервисы просмотра аудио, видео контента предлагают услуги свои бесплатно, но только с обязательным просмотром рекламой. Чтобы получать контент без назойливой рекламы, можно оплатить премиум подписку.

Преимущества:

  • Продавцы могут сразу получать прибыль.
  • Возможность бесплатно разместить объявления быстро привлечет к проекту продавцов.
  • Простой вход для продавцов, без ограничений.

Недостатки:

  • Сложно перевести бесплатных пользователей в платных.
  • Контент должен быть регулярным.
  • Прибыль от этой модели будет отложенной, поскольку понадобится время, чтобы клиент начал пользоваться платной версией.

Бесплатные площадки всегда пользуются большей популярностью, чем платные. Но, чтобы начать получать прибыль при фримиум модели, вам нужно выяснить, за какой функционал люди готовы платить деньги. А также что именно мотивирует их оплатить платную версию. К примеру, сервис знакомств Tinder предлагает радиус поиска партнера 160 км, но ограничения снимаются при премиум аккаунте.

Оплата за продвижение

При этой модели продавцы платят за услугу дополнительных продвижения своих товаров. Это могут быть: выделенные объявления, более высокий рейтинг, верхние строчки списка, выделенный блок, дополнительный значок и так далее.
По этой схеме работают площадки Avito, Cian. Разместить объявление можно бесплатно, но есть много дополнительных платных функций, чтобы продвинуть объявление, сделать его заметнее и привлекательнее для покупателей.

Услуги продвижения на Авито
На Авито выделить свое объявление можно за дополнительную плату

Преимущества:

  • Проста в осуществлении, не требует сложных технических доработок.
  • Отлично подходит как для старта, так и в качестве дополнительной модели.

Недостатки:

  • Обилие рекламы может снизить рейтинг доверия у покупателей. Необходимо искать баланс между платными и бесплатными объявлениями.

Оплата за контакт

Чем-то напоминает комиссию от транзакций. Но в данном случае, маркетплейс получает свой доход, не за проданный товар или услугу, а за полученного лида, то есть клиента. В этом случае чтобы ответить на оставленную заявку от клиента, продавец должен оплатить фиксированную цену, комиссию.

Эта модель больше подходит B2C, C2C маркетплейсам, площадкам для фрилансеров. По такой схеме работают сервисы профессиональных услуг MyTech, YouDo, Bark. Мастер, прежде чем ответить на запрос клиента, должен внести оплату. Связаться напрямую с клиентом он не может.

Оплата за контакт на YouDo
На сервисе YouDo можно найти различных специалистов на все случаи жизни. Клиент размещает заказ, а специалисту необходимо заплатить, чтобы откликнуться на заказ

Преимущества:

  • Продавцы, поставщики услуг могут свободно размещать объявления. Оплата маркетплейсу происходит, когда продавец связывается с потенциальным покупателем.
  • Комиссия за лида обычно ниже, чем комиссия от продажи товаров/услуг.

Недостатки:

  • После совершения сделки, установления контакта, есть риск совершения сделок вне площадки/маркетплейса.

Краудфандинговая модель и добровольная помощь

Эта модель дохода основана на принципе добровольных инвестиций или пожертвований. Иногда можно услышать название “плати, сколько хочешь”. Сам сервис бесплатный и основывается на уникальности, ценности, которую приносит клиенту. Доход приносят инвестиции, пожертвования от лояльных, довольных клиентов.
Чаще всего встречается среди цифровых медиа, где нет физических товаров. Краудфандинг от донатов отличается только тем, что носит более организованный характер. То есть средства собираются на какую-то конкретную цель.

Важно не путать благотворительный бизнес и инвестиции, в качестве пожертвований. Бизнес, основанный только на пожертвованиях также обязан платить налоги и отчитываться в налоговую службу, но по другой схеме, в зависимости от формы организации.
В качестве примера можно привести сервис Wikimedia Foundation от Wikipedia, на сервисе свои записи могут оставлять любые пользователи. А площадка существует за счет пожертвований, грантов, партнерских отношений.

Преимущества:

  • Бесплатный сервис, как всегда, более популярный, чем платный, среди пользователей. Поэтому трафик на ваш ресурс обеспечен.

Недостатки:

  • Из-за нестабильного дохода в качестве донатов, нельзя рассматривать как полноценную, самостоятельную модель. Рассматривайте эту модель как часть стратегии.

Заключение

Многообразие способов монетизации дает возможности для выбора. Необязательно следовать только одной из них, но важно выяснить, с какой лучше начать и выстроить стратегию их поэтапного добавления. Не все они универсальны и подойдут любому онлайн бизнесу. Но у каждой их них есть свои преимущества, которые могут дать привилегии перед конкурентами.

Из примеров выше видно, что многие известные маркетплейсы успешно совмещают разные модели. Etsy берет комиссию с продаж и плату за размещение. Avito предлагает размещать бесплатно в месяц ограниченное количество объявлений, после чего берет плату за размещение. Кроме того, предлагает услуги платного продвижения.
Миксуйте модели, выбирайте и пробуйте новые способы увеличить прибыль от работы маркетплейса.

способы монетизации

Получите консультацию специалиста по вашему проекту

  • Содержание
Команда Cart-Power
Все статьи автора
Пожалуйста, заполните форму
Чек-лист будет отправлен на указанный Вами e-mail
Пожалуйста, заполните форму